CPA (cost per action)
CPA (cost per action) — сумма, которая указывает, сколько стоило совершение целевого действия: клика по рекламе, звонка, подписки, указания контактных данных и т.п. CPA показывает, сколько денег, в среднем, пришлось потратить, чтобы один пользователь дошел до желаемого действия.
Показатель рассчитывается по формуле: траты на рекламу / количество целевых действий.
Пример. Вы потратили 40 000 руб на таргетированную рекламу, 10 000 руб на интеграцию у блогера и 25 000 руб на баннер в журнале. Итого, траты на рекламу составили 75 000 руб. В результате в ваш офис позвонило 5 000 человек, соответственно, CPA = 75 000 / 5 000 = 15 руб. Столько стоило привлечение одного потенциального клиента.
По модели CPA также запускают рекламу — при этом тарифицируется целевое действие, его определяет рекламодатель. При настройке рекламы важно, чтобы действие можно было отследить через систему аналитики.
Целевым действием не всегда может быть покупка. В некоторых случаях можно запустить несколько рекламных компаний с разными целевыми действиями, чтобы, например, проанализировать разницу между теми пользователями, кто просто оставил свои контакты, и кто в результате приобрел продукт.
Наиболее популярные разновидности CPA:
- CPS (Cost Per Sale) — стоимость покупки товара. Для услуг еще используется термин CPO (Cost Per Order) — стоимость оплаты заказа.
- CPL (Cost Per Lead) — стоимость лида. При этом неважно, приобрел ли лид товар или услугу. Учитывается звонок, сообщение в мессенджер или заполнение формы обратной связи.
- CPI (Cost Per Install) — стоимость установки (программы или приложения). Чаще всего используется в рекламе мобильных приложений.
- CPV (Cost Per Visit) — стоимость посещения онлайн-ресурса (сайта или конкретной страницы). При этом учитывается определенное количество секунд, которое пользователь должен провести на странице.
Как оплачивается CPA-реклама
- Фиксированная стоимость — подойдет для простых товаров с небольшим разбросом цен;
- Процент от продаж — так площадка будет заинтересована в продажах на большие чеки.
Как работают CPA-сети
Это специальные площадки, где собираются владельцы онлайн-ресурсов (форумов, блогов, тематических сайтов) и рекламодатели. CPA-сети работают по принципу онлайн-биржи — рекламодатель публикует свое ТЗ, а владельцы ресурсов предлагают свои услуги по размещению рекламы. При этом 30-40% оплаты уходит площадке, также некоторые СPA-сети работают в формате подписки.
Помимо агрегации онлайн-ресурсов, CPA-сети выполняют и другие роли: предоставляют подробную аналитику, обучают маркетингу, помогают настроить сайт для отслеживания целевых действий и т.д.